Иванов Алексей Иванович

Иванов

Алексей Иванович

(отец Алексеева Бориса Алексеевича)

Иванов Алексей Иванович, уроженец деревни Туруново (ныне Канашского района Чувашской Республики),  родился 07 марта 1899 года в семье середняка. Родители: отец- Николаев Иван Николаевич (23.02.1870 г.р.), уроженец д. Туруново, мать- Абрамова Вера Абрамовна, (1877 г.р.), уроженка д. Братейкиной (Братьякассов). В семье было 6 детей: Алексей, самый старший, Фекла (1901 г.р.), Феодора (1905 г.р.), Антоний (1910 г.р.), Пелагея (1912 г.р.), Мавра (1915 г.р.). Разные болезни еще в детском возрасте унесли жизнь четверых: Феклы, Антона, Пелагеи, Мавры. Выросли и создали семьи Алексей и Феодора.

В 1922 году Алексей Иванов женился. Его избранницей стала Яковлева Александра Яковлевна (1900 г.р.), уроженка д. Котяки. Проживала она вместе с матерью и ее новой семьей в д. Туруново. В браке у супругов родились девять детей: Борис (1923 г.р.), Агриппина (1925 г.р.), Федор (1927 г.р., умер в раннем возрасте), Федор (1929 г.р.), Виктор (1930 г.р., умер от аппендицита в 15 лет), Николай (1932 г.р.), Иван (1935 г.р.), Геннадий (1938 г.р.), Нина (1940 г.р.).

Когда в 1920 –х годах умер отец Алексея Иван Николаев, все заботы по хозяйству легли в основном на плечи Алексея. А хозяйство у Ивана Николаева было крепкое.

Алексей не только сохранил хозяйство отца, но и приумножил. Он занялся  предпринимательской деятельностью. У семьи была своя лавка, где торговали мануфактурой, различными продуктами питания, утварью для крестьянского хозяйства. Товары для торговли они доставляли из Ульяновска, для чего один или два раза в год снаряжали обоз. К тому же имелось немалое количество домашней живности. Имелась лодка, которую использовали для рыбалки, а также как транспортное плавсредство для переправки людей через разливавшуюся каждую весну реку Малый Цивиль.

В годы коллективизации семью Иванова А.И. причислили к кулакам, хотя для своего  хозяйства он не нанимал наемных работников: всю работу выполняли домочадцы. Отобрали все хозяйственные постройки, живность, оставили дом и баню. Искать правду и защиту Алексей Иванович  отправился в Москву- к самому  М.И.Калинину , всесоюзному старосте, как его тогда называли. Все с волнением ждали: с какими вестями вернется домой  Алексей Иванов или его уже  никто никогда не увидит… Все дни ожидания  в тревоге находились жена, дети и пожилая мать.

По распоряжению Калинина  М.И. семье  Алексея Иванова обязаны были вернуть все отобранное имущество, однако этого не случилось, ничего не было возвращено. Все постройки были переданы в колхоз. Но Алексей Иванович не отчаялся: надо было растить детей. Семья трудилась и день и ночь- она никогда не голодала, хотя  сравнить это с прежней жизнью   нельзя было, когда  хозяйство было крепкое.

Уже в советское время Агриппина Алексеевна, глядя на конюшни в конном дворе, часто с грустью говорила, что несколько конюшен – это ее родителей постройки. И эти постройки стояли на конном дворе до 1970-х годов.

Началась Великая Отечественная война. Иванов А.И. был призван на фронт в первые месяцы войны (точная дата призыва неизвестна). Неизвестно также, на каком фронте и в каких частях воевал в 1941-42 годах. В марте 1942 года призвали на фронт и старшего его сына Алексеева Бориса Алексеевича. Он воевал в 126 стр. полку 41 гв. стр. дивизии под Сталинградом. 26 августа 1942 года получил тяжелое ранение в левое плечо на Сиротинском плацдарме (извилина р. Дона). 4 месяца находился в госпиталях, в декабре отправили домой с переосвидетельствованием через год.

Алексей Иванов в 1942 году тоже был ранен (ранение у него было в ногу) и отправлен на долечивание домой. Осенью 1942 года находился на излечении в деревне Туруново. После выздоровления в декабре 1942 года Иванов А.И. снова был призван на фронт. В день, когда Алексей Иванович должен был отправиться на фронт, произошла удивительная последняя встреча отца с сыном Борисом, который вернулся домой с ранением на долечивание. Из воспоминаний Бориса Алексеевича следует, что, когда он пришел домой, все ахнули… Сообщили ему, что отец Алексей Иванович уехал в Канаш, на пункт сбора для отправки на фронт. Тут же на лошади, запряженной в сани, помчались в Канаш. Эшелон с солдатами для отправки на фронт стоял на пути, готовый тронуться. Выкрикивая фамилию отца Борис побежал вдоль вагонов, и из одного вагона выпрыгнул отец… Эта короткая встреча была последней в их жизни.

Иванов А.И. был направлен в 218-й (1313 -й) стрелковый полк 173 –й стрелковой дивизии 24-й армии Донского фронта, которым командовал К.К. Рокоссовский (сентябрь 1942 – февраль 1943 года). Это подтверждается  справкой из Центрального архива военно-медицинских документов Минобороны РФ от 20 марта 2015 года за № 6/2/0-209.

Проследив боевой путь 173-й дивизии, можно представить, где и как воевал красноармеец Иванов Алексей Иванович вместе со своими однополчанинами: в пекле Сталинградской битвы.

Из истории о боевом пути 173 стрелковой дивизии известно, что в начавшемся 19 ноября 1942 года контрнаступлении войск Юго-Западного и Донского фронтов 173-я стрелковая дивизия находилась в резерве во 2-м эшелоне 24-й армии и готова была начать боевые действия против врага.

После окружения 6-й армии и части 4-й танковой армии противника под Сталинградом 173-я стрелковая дивизия 4 – 5 декабря передислоцируется на западный участок фронта, а именно в состав 65-й армии с задачей овладеть высотой 126,7  Казачий курган. С 6 по 30 декабря 1942 года полки 173-й стрелковой дивизии упорно прорывали оборону противника и 30 декабря овладели высотой, отразив несколько контратак немецких войск. Именно с этой высоты открывался путь для дивизии к городу Сталинграду.

С 10 по 31 января 1943 года 173-я стрелковая дивизия участвует в наступлении. По ходу боевых действий 173-я стрелковая дивизия 11 января освободила высоту 109,1, село Дмитриевку, развалины хутора Соленый. 12 января совместно с другими частями 65-й и 21-й армий разгромила противника в селе Карповка.

13 января 1943 года, используя наметившийся успех левофланговых соединений 21-й армии, командующий Донским фронтом генерал-полковник К. К. Рокоссовский перенес главный удар в наметившийся прорыв 21-й армии и передал в подчинение командарма генерал-лейтенанта И. В. Чистякова две дивизии из 65-й армии, в том числе и 173-ю стрелковую дивизию. В составе этой армии дивизия проделала боевой путь свыше 70 км от Карповки до центра города Сталинграда.

Наступая на левом фланге 21-й армии по балке Дубовая 173-я стрелковая дивизия вышла к хутору Дубинин и обойдя его с севера, северо-востока и юга и одновременно ударив и с запада к 19.00 15 января освободила его от противника.

Затем 173-я стрелковая дивизия вместе с другими частями 21 армии захватила аэродром в Питомнике, на котором оказалось 18 исправных самолетов, и к 17 января вышла к хутору Гончара, который после упорных боев был взят нашими частями в 16.00 22 января 1942 года. Дивизия в непрерывных боях прошла за 13 дней 40 километров.

173-я стрелковая дивизия, наступая на город Сталинград, тесно взаимодействовала с правофланговой дивизией 65 армии командарма П. И. Батова. Был освобожден железнодорожный узел Гумрак, хутор и поселок Сталинградский. Выйдя к поселку Красный Октябрь,   173-й стрелковая дивизия 27 января встретилась с воинами 13-й гвардейской дивизии генерал-майора А. Родимцева, входящей в состав 62-й армии генерал-лейтенанта В. И. Чуйкова.

Повернув в направлении на юг, 173-я стрелковая дивизия повела бои в районе Мамаева кургана, выбивая противника на улицах Пархоменко, Киевской, Комсомольской, 9-го Января и закончила боевые действия взятием здания отделения Госбанка, что недалеко от универмага, в подвале которого был пленен войсками 64-й армии генерала Шумилова генерал-фельдмаршал Паулюс.

За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом стойкость, отвагу и мужество в боях за Сталинград свыше тысячи воинов, командиров и политработников 173-й стрелковой дивизии были награждены орденами и медалями СССР.

Приказом Народного Комиссара Обороны СССР от 1 марта 1943 года № 104 за проявленную отвагу в боях за Отечество с немецкими захватчиками, за стойкость, мужество, дисциплину и организованность 173-я стрелковая дивизия была преобразована в 77-ю гвардейскую дивизию.

В ожесточенных боях многие освободители героического Сталинграда получили ранения, многие отдали свою жизнь… В том числе и красноармеец Иванов Алексей Иванович.

Иванов Алексей Иванович поступил в госпиталь, который располагался в хуторе Кузнецы, 03 февраля 1943 года, в день пленения фельдмаршала Паулюса.

В семье хранится письмо военврача госпиталя, куда поступил Иванов А.И. в тяжелом состоянии. В письме сообщается, что несмотря на предпринимаемые усилия врачей, состояние Иванова А.И. с каждым днем ухудшалось. В 4 часа утра 08 февраля 1943 года Иванов Алексей Иванович скончался. Извещение о его смерти было выслано в Шихазанский райвоенкомат. Но к сожалению, оно не сохранилось. Алексей Иванович Иванов был похоронен на хуторе Кузнецы Иловлинского района Волгоградской области. В 1979 году был перезахоронен в братскую могилу на хуторе Краснодонский того же района.

Внуки Иванова Алексея Ивановича (дети Бориса, Ивана, Николая), на 65-летие и 70-летие Великой Победы побывали на братской могиле своего деда в хуторе Краснодонский Иловлинского района Волгоградской области, почтили память деда и всех похороненных в этой могиле.

Вечная память нащим героям – победителям!

 

 

Алевтина Борисовна Алексеева (Волкова) –

внучка Иванова Алексея Ивановича.